Предложены совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

фото: fotolia.com

Уважаемые коллеги!

Направляю в Ваш адрес решение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию на тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» (далее — Совещание).

Одновременно сообщаю, что предложения участников Совещания обобщены и направлены в органы исполнительной власти, ведется совместная работа по их реализации.

Выражаю Вам благодарность за неравнодушие к развитию охотничьего хозяйства в Российской Федерации.

Заместитель председателя
Комитета Совета Федерации
по аграрно-продовольственной
политике и природопользованию                                                                                  В.А. Лебедев

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ПО АГРАРНО-ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ И
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЮ

РЕШЕНИЕ
О реализации рекомендаций расширенного совещания
Комитета Совета Федерации по аrрарно-продовольственной политике и
природопользованию на тему «Совершенствование законодательства
Российской Федерации об охоте и сохранении охотничьих ресурсов»

По итогам проведения расширенного совещания Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованиюна тему «Совершенствование законодательства Российской Федерации об охоте и сохранении охотничьих ресурсов», состоявшегося 3 ноября 2017 года в Международном выставочном центре «Крокус-Экспо» в рамках Международной выставки-форума «Индустрия охоты, рыбалки и активного отдыха», с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, научно-экспертного и профессионального сообщества, Комитет отмечает следующее.

Площадь охотничьих угодий в стране составляет порядка 1,5 млрд. га и существенно превосходит площади охотничьих угодий в других странах. Общая оценочная стоимость объектов охоты, обитающих на территории Российской Федерации, превышает 87 млрд. рублей. Суммарный годовой оборот в сфере охотничьего хозяйства Российской Федерации оценивается в 80 — 100 млрд. рублей, из которых 16 млрд. рублей приходится на продукцию охоты и услуги в этой сфере.

Между тем, подавляющее количество продукции для ведения охотничье-рыболовного хозяйства производится за рубежом. В этой связи отечественные производители лишаются существенной части дохода.

Читайте материал "Охотник — главный охранник природы"

Перечень таких товаров включает: оружие и оптика к нему, боеприпасы, снасти, приманки; это одежда, оборудование для кемпинга и продукты питания; транспорт и навигационное оборудование, а также услуги и товары в сфере охотничьего собаководства, в том числе племенная работа, ветеринария, корма. По экспертным оценкам, возможный оборот в отрасли может достигнуть 960 млрд. рублей.

На сегодняшний день в России насчитывается около 5 тысяч охотпользователей, осуществляющих охотничью деятельность в 7 тысячах охотхозяйствах. В охотничьем хозяйстве заняты порядка 80 тысяч человек, большая часть которых проживают в сельской местности, в отдаленных и труднодоступных районах.

Таким образом, отрасль дает средства для жизни жителям отдаленных труднодоступных районов и представителям 48 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В функционировании отрасли имеется целый ряд системных проблем, тормозящих ее развитие. Охотничье хозяйство в Российской Федерации характеризуется высокой степенью экстенсивности и инерционностью развития, консерватизмом используемых методов работы и неравномерностью использования охотничьих угодий, особенно на территории Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Отмечается проблема равной доступности охотничьих ресурсов.

Отсутствие единой системы государственного управления ресурсами животного мира и средой его обитания на федеральном и региональном уровнях и соответствующих федеральных планов управления мигрирующими видами охотничьих животных, а также отсутствие международного сотрудничества и международного квотирования приводят к их истощительному и неэффективному использованию.

Дефицит квалифицированных кадров и прикладных научных разработок, нехватка научных учреждений, осуществляющих исследования в области охраны объектов животного мира и ведения охотничьего хозяйства, также является одним из факторов, тормозящих развитие охотничьего хозяйства в России.

Существенный урон живой природе и поголовью охотничьих животных продолжает наносить браконьерство. Согласно официальной статистике, ущерб от их незаконной добычи превышает стоимость добычи легальной и составляет 18 млрд. рублей ежегодно.

Читайте материал "Закон об оружии становится все деспотичнее"

В 2016 году в Российской Федерации выявлены более 56 тысяч нарушений в этой сфере, что на 10% больше, чем в 2015 году. При этом по оценкам экспертов, ущерб от браконьерства составляет порядка 36 млрд. рублей, что в 2 раза выше официальных показателей.

Это связано, в первую очередь, со снижением количества государственных охотничьих инспекторов, их недостаточной государственной защитой и обеспеченностью соответствующими техническими и специальными средствами. Техническая оснащенность нарушителей, напротив, возрастает.

В настоящее время законодательство в области охоты и охраны животных в Российской Федерации находится в стадии развития. Принят Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации», ставший основой для дальнейшего законотворчества.

Только за последние несколько лет разработаны и вступили в силу более 30 нормативных правовых актов в сфере использования и охраны объектов животного мира.

Существенные изменения в отрасли произошли с принятием Федерального закона от 23 июня 2016 г. №206-ФЗ «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства», направленный на гармонизацию лесного и охотничьего законодательства и создающий благоприятные условия для расширенного воспроизводства охотничьих ресурсов.

В весеннюю сессию 2017 года Советом Федерации был одобрен Федеральный закон от 29 июля 2017 года №224-ФЗ «0 внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон).

В соответствии с Законом, владельцы долгосрочных лицензий, у которых право пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов возникло до 1 апреля 2010 года, получают право при надлежащем исполнении обязательств по таким лицензиям заключать охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения этих соглашений на срок 49 лет.

Читайте материал "Госдума выступила против охотничьих собак"

Основные направления и задачи по повышению эффективности в охотничьей отрасли определены в Стратегии развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года (далее- Стратегия). В соответствии со Стратегией, основные целевые показатели развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации включают в себя:

— увеличение численности важнейших видов охотничьих животных (лось, косули, кабан, дикий северный олень, благородный олень, снежный баран, туры, сибирский козерог, соболь, зайцы, лисица, утки, гуси, лысуха, глухарь, тетерев, рябчик, белая и тундряная куропатки, вальдшнеп) до уровня, соответствующего экологической емкости среды их обитания;

— увеличение торгового оборота в сфере охотничьего хозяйства до 0,6 процента внутреннего валового продукта, оценочной стоимости охотничьих животных до 550 млрд. рублей и оценочной стоимости продукции охотничьего хозяйства до 120 млрд. рублей;

— наличие не менее 3 государственных охотничьих инспекторов в каждом муниципальном районе, на территории которого имеются охотничьи угодья;

— снижение объемов незаконной добычи охотничьих животных не менее чем в 2,5 раза и т.д. усилия законодателей в этой сфере целесообразно направить на решение следующих задач:

— сохранение и воспроизводство охотничьих ресурсов;

— повышение инвестиционной привлекательности отрасли;

— ликвидация административных барьеров при осуществлении охотничьей деятельности.

Учитывая, что федеральные государственные охотничьи инспекторы взаимодействуют с вооруженными гражданами (часто в труднодоступной и удаленной местности), представляется целесообразным проработать вопрос об определении их право во го положения (статуса) по аналогии с сотрудниками органов внутренних дел, в том числе о предоставлении им права на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств, о государственной защите их жизни и здоровья, а также о предоставлении им иных прав и властных полномочий.

Читайте материал "Мне мало 24 часов: интервью с директором Департамента охоты Филатовым А.А."

Принятие такого решения позволило бы существенно повысить статус государственных инспекторов и, соответственно, привлекательность этой работы. Кроме того, следует отметить необходимость продолжения работы по расширению полномочий производственных охотничьих инспекторов.

Правила охоты нарушаются также по причине низкого уровня охотничьей этики, знаний и правовой (общей) культуры охотников. В Российской Федерации при получении охотничьего билета не предусмотрена сдача экзаменов, а сам билет не имеет срока действия и не может быть изъят при совершении правонарушения.

Представляется целесообразным ввести обязательное обучение с экзаменационным испытанием по охотничьему минимуму при получении охотничьего билета.

В настоящее время Минприроды России разработан законопроект, предусматривающий обязательное тестирование на знание правил охоты, основ биологии диких животных, а также техники безопасности при осуществлении охотничьей деятельности и при обращении с орудиями
охоты.

Проект закона ограничивает срок действия охотничьего билета до 10 лет. По мнению Минприроды России, указанные нововведения позволят повысить уровень безопасности, а также уровень культуры и грамотности охотников, а ограничение срока действия охотничьих билетов позволит уполномоченным органам государственной власти эффективнее бороться с браконьерством и получать актуальную информацию о количестве охотников в каждом субъекте Российской Федерации.

В целях эффективного развития охотничьего хозяйства России также представляется целесообразным:

— рассмотреть возможность увеличения финансового обеспечения полномочий в области охраны и использования охотничьих ресурсов, в том числе в целях обеспечения деятельности не менее трех государственных охотничьих инспекторов в каждом муниципальном районе, на территории
которого имеются охотничьи угодья, а также повышение их денежного содержания;

Читайте материал "Посмотрите им в глаза: они уничтожают охотничье собаководство"

— разработать комплекс мер, направленных на повышение престижности профессии государственных охотничьих инспекторов;

— обеспечить формирование единой открытой информационной системы охотничьего хозяйства России, содержащей, в том числе, информацию о заключенных охотхозяйственных соглашениях и о качестве их исполнения.

Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и природопользованию решил:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

— ускорить внесение законопроекта, предусматривающего усиление социальной защиты должностных лиц органов государственного охотничьего надзора, установление мер социальной поддержки таких должностных лиц, совершенствование прав в области хранения, ношения и применения служебного огнестрельного оружия и иных специальных средств, в том числе позволяющим хранить должностным лицам служебное оружие и специальные средства по месту их жительства совместно с личным охотничьим огнестрельным оружием;

— ускорить внесение законопроекта, предусматривающего введение перекрестных полномочий должностных лиц, лиц, осуществляющих производственный охотничий контроль по составлению протоколов об административных правонарушениях и совершению необходимых процессуальных действий в случае выявления признаков административных правонарушений в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

— ускорить внесение законопроекта, направленного на расширение полномочий производственных охотничьих инспекторов при осуществлении деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

— ускорить внесение законопроекта, предусматривающего внесение изменений в охотхозяйственное соглашение и уступку прав и обязанностей по нему;

— ускорить внесение законопроекта, предоставляющего лицам, добросовестно исполнявшим обязанности в соответствии с охотхозяйственным соглашением в течение срока его действия, права на пролонгацию срока действия охотхозяйственного соглашения;

— ускорить внесение законопроекта, направленного на регулирование порядка обращение с животными при осуществлении деятельности в сфере охотничьего хозяйства, исключающего причинение животным ущерба и регулирующего порядок подготовки и обучения (дрессировки) собак охотничьих пород и ловчих птиц;

— ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «0 внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности»;

Читайте материал "Плач Ярославны: куда податься с нашими охотбилетами"

— рассмотреть вопрос о поэтапном увеличении финансирования полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов до нормативов;

— разработать совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и утвердить комплекс мер по поэтапному увеличению финансового обеспечения осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области охраны и использования охотничьих ресурсов в целях обеспечения эффективной деятельности не менее трех государственных охотничьих инспекторов в каждом муниципальном районе, на территории которого имеются охотничьи угодья, а также обеспечить
реализацию указанных мер.

2. Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

— ускорить разработку законопроекта, предусматривающего изменение порядка выдачи и получения охотничьего билета, обязательное тестирование на знание правил охоты, основ биологии диких животных, правил техники безопасности при осуществлении охоты и при обращении с орудиями охоты, а также ограничивающего срок действия охотничьего билета до 10 лет;

— ускорить разработку законопроекта, направленного на уточнение порядка регулирования численности охотничьих ресурсов путем безотлагательного изъятия охотничьих ресурсов из среды их обитания в случае: необходимости принятия неотложных мер для охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека с возможностью привлечения к такой работе в том числе индивидуальных предпринимателей, и рядовых охотников, не являющихся штатными работниками охотпользователей;

— ускорить разработку законопроекта, совершенствующего порядок ведения государственного охотхозяйственного реестра в части разрешения проблемы низкой достоверности данных о численности и состоянии охотничьих ресурсов, а также недостаточной эффективности выполнения органами государственной власти субъектов переданных полномочий и создание информационной базы данных охотничьих ресурсов, содержащей достоверную и обновляемую информацию;

— ускорить разработку законопроекта по распространению на территории города федерального значения Севастополя особенностей правоного регулирования отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;

Читайте материал "Гражданское оружие хотят принудить закрывать на множество замков"

— ускорить разработку законопроекта по совершенствованию порядка определения объема добычи охотничьих ресурсов и особенностей использования современных средств добычи в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности;

— ускорить разработку законопроекта по исключению необходимости установления Правительством Российской Федерации порядка включения в границы охотничьих угодий земель обороны и безопасности, временно не используемых по целевому назначению;

— рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательные акты в части уточнения правового статуса животных, содержащихся в неволе;

— рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство в части снятии запрета на осуществление охотхозяйственной деятельности в защитных лесах, включая зеленые зоны;

-рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральные законодательные акты в части установления квот добычи охотничьих животных в зависимости от достижения минимальной установленной охотхозяйственными документами численности охотничьих животных;

— рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральные законодательные акты в части установления минимальной численности охотничьих инспекторов на единице территории;

— рассмотреть вопрос о совершенствовании института внутрихозяйственного охотустройства, в том числе обязательно йаккредитации уполномоченным федеральным органом исполнительной организаций, осуществляющих проведение охотустройства;

— разработать предложения о внесении изменений в законодательные акты в части уточнения правового статуса животных, содержащихся в неволе и осуществления вольерной охоты;

— рассмотреть вопрос разработки региональных нормативов допустимого уровня изъятия охотничьих соблюдением условий их естественного возобновления и устойчивого использования;

— рассмотреть вопрос изменения методики зимнего маршрутного учета животных, в целях сокращения трудовых и денежных затрат на проведение этого мероприятия;

— разработать предложения по совершенствованию мер по борьбе с браконьерством, в том числе в части запрета изъятия дериватов охотничьих ресурсов с территории охотничьего хозяйства;

— разработать предложения по совершенствованию требований к минимальной и максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц;

— разработать требования к питомникам диких животных и вольерам, необходимым для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а такжепорядок содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;

Читайте материал "В Госдуме прошло заседание согласительной комиссии по притравке животных"

— рассмотреть вопрос о реформирования института охотхозяиственного соглашения в части установления определенной охотхозяйственными документами численности охотничьих животных, как основной обязанности охотпользователя;

— рассмотреть вопрос о принятии дополнительных мер, направленных на сохранение популяции соболя;

— рассмотреть вопрос о совершенствовании практики взаимодействия с представителями охотничьей общественности, в том числе путем создания экспертной площадки при Департаменте государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства, поддержки ключевой отраслевой выставки, поддержки многообразия организаций охотпользователей, принятия иных мер по формированию положительного образа охотника.

3. Направить данное решение в Правительство Российской Федерации, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Председатель Комитета                                                                                         М.П. Щетинин

 

Предложены совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

 

Предложены совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

 

Предложены совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

 

Предложены совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

 

Предложены совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

 

Предложены совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

 

Предложены совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

 

Предложены совершенствования законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов

Источник: ohotniki.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

7 + семь =